Плот «Медузы» или резня в море

Плот «Медузы» или резня в море

Сегодня мне хотелось бы рассказать о «Медузе» — французском фрегате и о одноименном плоте. История этого судна не столько загадочна, сколько шокирует, вызывает отвращение и множество негативных эмоций.

Фрегат «Медуза»

А началась она в 1810 году, когда судно, упомянутое выше, было спущено на воду в Нанте. Это был фрегат типа “Паллант” водоизмещением 1080 тонн и вооруженный 46 орудиями. «Медуза» за время своего существования принимала участие в так называемых «Наполеоновских войнах».

Фрегат "Медуза"

Примерно в 1814 году, после восстановления монархии Бурбонов и приходе к власти Людовика XVIII – фрегат переделывают в en flûte – парусный корабль с ограниченным набором вооружения. С «Медузы» сняли практически все орудия. Корабль стал легче и появилась возможность перевозить больше людей и грузов. Возможно именно эта переделка, пусть и косвенно, но стала судьбоносной для фрегата.

Задание для фрегата «Медуза»

Французские колонии в Сенегале оккупированные Англией, были возвращены и в 1816 году Людовик XVIII принял решение о переброске новой администрации в Сен-Луи. Именно тогда потребовались услуги «Медузы» и еще трех кораблей. В общей сложности требовалось перевезти 392 пассажира.

17 июня 1816 года флотилия, состоящая из 4-х кораблей – флагмана «Медуза», корвета «Эхо», брига «Аргус» и флейта «Луара» покинула Рошфор. Дюрой де Шомарей – капитан «Медузы» прекрасно зная возможности фрегата сразу повел корабль вперед на всех парусах. Остальные корабли флотилии практически сразу отстали и плелись где-то позади.

 

Флотилия отправляется в путь

Ошибка Ришфора

Некоторый азарт и желание губернатора Шмальца прибыть первым в колонию, вероятно и побудили капитана совершить глупость.

На борту «Медузы» находился ученый – Ришфор. Капитан и губернатор единодушно возложили на несчастного Ришфора, хоть и имевшего ученую степень, но тем не менее ничего не смыслившего в навигации – прокладывать маршрут. Маршрут короткий и очень опасный. Ришфор по просьбе Шмальца и Шомарея прокладывал путь для фрегата вблизи береговой линии, усыпанной острыми рифами о отмелями.

Ришфор подвел. Неправильно определив позицию фрегата «Медуза» на карте относительно опасной отмели у берегов Мавритании, Ришфор поставил крест на судьбе фрегата. Ориентируясь на его расчеты, Шомарей повел фрегат прямо на мель.

 

Попытки снять «Медузу» с мели

Ничего не предвещало беды 2 июля 1816 года, но в 50 километрах от берега Мавритании, уже сел на мель скоростной фрегат.

Два дня команда и пассажиры пытались снять корабль с мели. Но протащить даже пару метров корабль весом в тысячу с лишним тонн практически не возможно. Не получилось и у них. А вот чего они добились – так это пробоины ниже ватерлинии.

«Медуза» начала тонуть.

Необходимо было что-то срочно предпринять. В принципе берег был досягаем для шлюпок, но на корабле для полной эвакуации их не хватало. Пришлось бы делать два рейса, и неизвестно к чему бы это все привело.

Плот «Медузы»

Эскиз плота "Медузы"Решение напросилось само – нужен плот. Александр Корреар рассчитал плот размером 20 на 7 метров и контролировал его постройку. Очень кстати пришелся штатный корабельный плотник.

Тем временем начал усиливаться ветер, что привело к панике среди пассажиров и команды. Под таким давлением капитан принял решение покинуть тонущий корабль.

Не смотря на то, что плот был не достроен, не имел какого либо управления, на него второпях загрузили провиант и запас пресной воды.
17 человек не поддавшихся всеобщей панике приняли решение остаться на тонущем фрегате, которое впоследствии троим из них спасло жизнь.

Капитан Шомарей, нарушив все морские законы и законы нравственности, одним из первых разместился в лодке.

Перегруженный плот «Медузы» принявший на свой борт 147 человек, еле держался на плаву. Вода то и дело окатывала пассажиров плота с ног до головы. Погода с каждой минутой ухудшалась, ветер усиливался и вот-вот должна была разразиться буря. Все это заставило пассажиров лодок паниковать еще сильнее.

Кто-то высказал предположение, что когда на плоту начнется паника, 147 человек начнут пытаться перебраться на лодки по буксировочному канату и это погубит всех.

Было принято страшное решение обрезать канаты и оставить плот на волю судьбы.

Резня на плоту «Медузы»

Оставшись одни на плоту и поняв всю ничтожность своего положения, люди разделились на два противоборствующих лагеря. С одной стороны — офицеры и пассажиры (напомню будущая администрация колонии) и простые моряки и солдаты с другой. Кровавая резня продолжалась до утра.

Первая же ночь дрейфа стала ночью ужаса и кошмара. 20 человек этой ночью погибли от рук товарищей либо покончили с собой. Шторм унес жизни еще нескольких десятков человек, проигравших в борьбе за относительно безопасное место в центре плота где находилась мачта и скудные запасы провианта и воды.

Скоро стало понятно – провизии и пресной воды загрузили гораздо меньше чем нужно. На четвертый день, когда воды и еды не было уже почти двое суток, большинству из оставшихся в живых 67 пассажиров, мучимых голодом людей, ничего не оставалось как прибегнуть к каннибализму. Сначала в пищу идет мясо мертвых, затем живых.

После второй резни, в живых остались только 28 человек часть из которых почти сошла с ума.

На восьмой день выживших оставалось только 15.

Долгожданное спасение

17 июля бриг «Аргус», отправленный Шомареем успешно добравшимся до берега, прошел в нескольких километрах от плота и не заметил его.
Целью аргуса был груз «Медузы» — девяносто две тысячи франков золотом и серебром находившемся в бочках. В тот день «Аргус» не нашел фрегат севший на мель, но возвращаясь, прошел вблизи от плота, и кто-то из матросов брига заметил злосчастное судно.

Тот день матросы «Аргуса» запомнят навсегда. Пятнадцать обезумевших, исхудавших людей, в полусознательном состоянии, лежали на палубе плота в окружении человеческих костей и кусков человеческого мяса, бережно вялившихся на солнце.

«Медузу» обнаружили на 52-й день после крушения. Из тех семнадцати человек что не поддались панике, в живых остались только трое – 12 построили еще один плот и на сегодняшний день считаются без вести пропавшими.

Изначально правительство Франции в строгой секретности решило провести расследование. Но вскоре информация просочилась в массы. Весь этот кошмар сотряс общественность Франции. Народ требовал расправы над виновниками.

Главным виновником по делу признан капитан «Медузы» Шомарей. Одно то, что он одним из первых покинул судно, уже согласно правосудию того времени, тянет на смертную казнь. Тем не менее, учитывая титул капитана, и его предыдущие заслуги, ему дали несколько лет тюрьмы.

Впоследствии Шомарей дожил до 78 лет и умер в бедности и одиночестве. Его сын не перенеся позора «переданного отцом по наследству» покончил жизнь самоубийством.

Частично вину на себя взял и губернатор Шмальц осознавая ответственность за ужасы и кошмары произошедшие на плоту «Медузы».

Позже, французский художник по фамилии Жерико, проведя собственное расследование, пообщавшись с выжившими, изучив тонны документации, создал свой шедевр «Плот «Медузы»», который по сей день экспонируется в зале 77 первого этажа галереи Лувра – Денон.

Плот Медузы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =